Aquilon

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Aquilon » Історія » Геральдика


Геральдика

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Герб, гербоведение
(Геральдика). — Гербом называется наследственно передаваемое символическое изображение, составленное на основании известных правил. С незапамятных времен вошли в употребление символические знаки, которые вырезались на перстнях и рисовались на оружии, знаменах и проч. Знаки эти явились как результат желания выделить себя из массы, придать себе резкое от нее отличие, заметное иногда даже в разгаре битвы. Свидетельства об употреблении таких знаков находим уже у Гомера, Вергилия, Плиния и др. Но знаки эти были лишь случайным украшением, менявшимся по произволу лица, принявшего их; они не подчинялись никаким правилам, в чем и состоит их главнейшее отличие от Г. В средние века непрестанные войны и усобицы заставили высоко ценить лиц, выдающихся своей доблестью и храбростью. Лица эти, как и герои древности, помещали на своей одежде и вооружении особые символические изображения в память своих деяний. Во времена крестовых походов, когда рыцарство всей Западной Европы двинулось на Восток для освобождения Гроба Господня, стремление к таким знакам выразилось еще настоятельнее. Этому способствовало и самое вооружение рыцаря, так как железные доспехи, покрывавшие его, мало различались одни от других. Знаки на вооружении, которые были как бы свидетелями подвигов крестоносца, свято сохранялись в память совершенного похода: символические изображения становятся постоянными. Отсюда установление особых правил для их употребления, а также и потребность в изучении Г. Первые Г., изображенные на печатях, приложенных к разным документам, относятся к XI в. Древнейшие гербовые печати помещены на брачном договоре Санхо, инфанта кастильского, с Вильгельминой, дочерью Гастона II, виконта беарнского, совершенном в 1000 г.

Подробнее и точнее "наука о Г.", или "геральдика", выработалась турнирами и боями на копьях (joutes). Турниры появляются в Германии в 938 г., и этой стране принадлежат основы геральдики. Самое название ее происходит от немецкого "Herald", представляющего испорченное Heeralt — т. е. ветеран; так назывались в средние века в Германии люди, известные своей доблестью и храбростью, назначавшиеся для почетного присутствования на разных торжествах, турнирах, боях и т. п. На них же первоначально было возложено наблюдение за соблюдением обычаев рыцарства. Французское название геральдики, "blason", происходит от немецкого "blasen" — трубить в рог, и объясняется тем, что когда рыцарь подъезжал к барьеру, ограждавшему место турнира, то трубил в рог, чтобы возвестить о своем прибытии. Тогда являлся герольд и по требованию судей турнира описывал вслух Г. рыцаря в доказательство прав его на участие в турнире. От "blasen" происходит и французское "blasonner", немецкое "blasoniren", английское "blazon", испанское "blasonar" и русское "блазонировать", что значит — описывать Г.

Первоначально составление и изменение Г. лежало на обязанности судей турнира и герольдов, но начиная с XIV столетия это стало переходить мало-помалу к верховной власти, вскоре предоставившей себе исключительное право пожалования и утверждения Г. и установившей штрафы за употребление неутвержденного Г., вследствие чего явилась необходимость подтверждать свои права на употребляемый Г. Вскоре во многих государствах установлена была такса за такое утверждение, и под именем "разыскивания прав на герб" (droit de recherche) явился значительный фискальный доход. Изменить раз принятые в Г. изображения могли лишь выдающиеся отличия или, наоборот, совершение владельцем Г. поступка, недостойного рыцарской чести. Каждое новое лицо получало и новый Г. Такова была система Г. во Франции и в Западной Европе, почему она и называется "французской" или "западноевропейской ". Иначе было в Польше, где соседние землевладельцы, первоначально несомненно находившиеся в родственных между собой связях, в случае угрожавшей им опасности собирались под одно общее знамя, на котором помещался какой-либо знак, переходивший затем и к лицам, около этого знамени собиравшимся. Каждое новое лицо приписывали к существовавшему уже знамени. Когда геральдика проникла с Запада в Польшу, то эти родовые знаки подчинили точным геральдическим правилам и таким образом сложилась "польская" система Г. В основу западноевропейской геральдики легло начало личное, в основу польской — родовое. Во второй половине XVII в., когда под влиянием непрестанных сношений с Польшей и Западной Европой начинают появляться Г. и у нас, произошло смешение этих двух систем. Как источником для польских Г. послужили знаки, помещавшиеся на знаменах, так и у нас в основу старейших Г. легли знамена тех областей и городов, которые некогда составляли уделы владельцев Г. Принцип этот сохранился отчасти и в других русских Г.; так, в Г. родов, пришлых в Россию, старались помещать эмблемы, хотя бы отчасти указывающие на происхождение рода. Рядом с этим при составлении Г. принимались в соображение и личные заслуги. Таким образом явилась смешанная, или русская, система Г. Русская геральдика обязана своим созданием царю Алексею Михайловичу. Если до него и существовали некоторые эмблемы, как, например, двуглавый орел государственной печати, печати некоторых городов и т. п., то они не имели полноты и законченности, не усвоили себе еще постоянных геральдических форм. По просьбе царя император Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича или Курелича, который (в 1673 г.) написал сочинение (оставшееся в рукописи) "О родословии российских великих князей и государей, поднесенное царю Алексею Михайловичу от цесарского советника и герольдмейстера Лаврентия Курелича, с показанием имеющегося, посредством браков, сродства между Россией и восмью европейскими державами, т. е. цесарем римским и королями: англинским, дацким, французским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в средине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича". Сочинение это служило важным пособием для посольского приказа (подлинник его на латинском языке и русский перевод хранятся в архиве иностранных дел). Не меньшее значение имел труд государева печатника, боярина Артамона Сергеевича Матвеева: "Всех великих князей московских и всея России самодержцев персоны и титла и печати". Без сомнения, лица эти и создали первые русскую Г. В царствование Петра Великого приведение в порядок существовавших Г. и пожалование новых получило окончательную форму учреждением по мысли барона Гейзена герольдии (см.).

Самое слово "герб" заимствовано с польского "herb" и встречается во многих славянских наречиях (herb, erb, irb) в значении наследник или наследство. Таким образом, самое название этого символического изображения указывает на его наследственность и неизменяемость. Следующие элементы составляют Г.: щит, шлем, намет, корона, нашлемник, щитодержатели, девиз, мантия и сень. Щит составляет главнейшую часть Г. Одной из наиболее употребительных форм рыцарского щита была треугольная, которая и введена была первоначально в геральдике. Но так как на таком щите могло поместиться лишь незначительное число фигур, то форму эту вскоре оставили. В прошлых столетиях существовало много форм геральдических щитов (см. таблицу Геральдика, рис. 1-11), но в настоящее время почти исключительно употребляется французская форма (табл., рис. 12-18); высота такого щитa = 9/8 ширины
http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/images/b15_462-1.jpg
ГЕРАЛЬДИКА

Все изображения на щите делаются с помощью геральдических финифтей, металлов и мехов. Финифтей в русской геральдике пять: 1) червлень — краской изображается смесью сурика и киновари, а графически — вертикальными линиями (рис. 7); 2) лазурь — смесью кобальта и ультрамарина, графически — горизонтальными линиями (рис. 2-3); 3) зелень — смесью хрома и растительной зелени, графически — диагональными линиями справа (рис. 6); 4) чернь — слоновой костью, а графически — взаимно пересекающимися перпендикулярными линиями (рис. 1) и 5) пурпур — смесью кармина и розовой, графически — диагоналями слева (рис. 8). Металлов два: золото — изображается графически точками (рис. 4) и серебро — графически не изображается (рис. 5). Меха тоже два: горностаевый (рис. 15) — изображается черными крестиками по серебряному полю, и беличий (рис. 17) — изображается чередующимися серебряными и лазуревыми шлемиками. Мех может быть противогорностаевым и противобеличьим (рис. 16 и 18). Иногда поверх финифти или металла щит покрывается узорными линиями, называющимися дамаскировкой (рис. 25). Крайне редко щит бывает пустым, т. е. без каких-либо изображений. Обычно в нем помещаются гербовые фигуры, которые делятся на фигуры геральдические, имеющие лишь условное значение, и на фигуры, заимствованные из мира действительного или фантазии (фигуры негеральдические). Место, занимаемое фигурой в щите, называется положением ее. Главнейших положений 7: в центре щита — А (рис. 12); во главе его — Б; в оконечности — В, и в правом или левом верхних (Г, Д) или нижних (З, I) углах. Одна фигура помещается всегда в центре щита. Она может быть повышена — если занимает на щите точку Е (рис. 12), или понижена — если это точка Ж. Несколько фигур могут быть расположены различным образом, и расположение их всегда указывается при описании цифрами, означающими число фигур каждого ряда — 2.2; 1.3 и т. д. Если фигура финифтяная, то она может быть помещена лишь на металлическом поле, и наоборот. Если фигуры помещены одна на другой, то первая называется обремененной, фигура может быть сопровождаема, обрамлена, окружена и т. п. другими фигурами. В большинстве случаев щит не состоит из финифти или металла одного цвета, но из нескольких, которые как

бы делят его на части. Главнейших делений четыре: 1) рассечение (по линии БВ, рис. 12); 2) пересечение (перпендикуляром на боковые стороны, из точки А) и скошение: 3) справа (по линии ГI) и 4) слева (ДЗ). Сочетание этих делений дает четверочастный щит (щит рассеченный и пересеченный), четверочастный скошенный (щит скошенный справа и слева) и клинчатый щит (соединение всех четырех делений). Каждая из частей, полученная от главных делений, может быть, в свою очередь, снова разделена; кроме того, само деление может быть произведено не по прямой, а по ломаной или кривой линии. Полученные таким образом деления щита называются второстепенными. Если фигура в щите занимает положение в двух частях его, финифтяной и металлической, то и она должна состоять тоже из двух частей, металлической и финифтяной, причем первая должна быть на финифтяной части щита, и наоборот; такая фигура называется переменной с частями металла и финифти. Геральдические фигуры составляют: глава, пояс, оконечность, столб, перевязь, крест, стропило, кайма, щиток — называющиеся почетными (или главными), и острие, ромб, треугольник и друг. — называющиеся второстепенными. Почетные фигуры имеют определенное положение. Так, глава занимает верхнюю треть щита (по линии ГБД), пояс — среднюю, а оконечность — нижнюю. Столб занимает среднюю треть щита в вертикальном направлении (БАВ), перевязи — по направлению скошений. Крест представляет соединение столба с поясом (прямой крест), двух перевязей (андреевский крест) или двух перевязей и столба (вилообразный крест, рис. 13; если его верхняя часть заполнена, то крест этот иногда называется полым, рис. 14). Это главнейшие формы крестов. В геральдике встречается еще масса других, представляющие видоизменения этих (около 200 форм креста). Стропило имеет фигуру раскрытого циркуля, вершина которого несколько ниже вершины щита (рис. 32). Фигуры негеральдические, помещаемые в гербе, не имеют определенных положений, хотя и существуют для них некоторые геральдические правила. Так, все фигуры должны быть обращены передней частью в правую сторону, иначе они будут обращенные. Лев всегда изображается в профиль, стоящим на задних лапах. Если он изображен идущим, причем голова его повернута впрямь, то он называется леопардом и т. д. Шлем помещается в Г. над щитом. Прежде в геральдиках Западной Европы существовали разные роды геральдических шлемов в зависимости от титула, достоинства или звания владельца Г., причем сами положения шлема в Г. (впрямь, в профиль, вправо или влево и т. д.) служили отличительными признаками. Но в настоящее время у нас приняты лишь два шлема: западноевропейский (рис. 21-32) и русский (рис. 20). Последний может быть помещен лишь в гербах лиц, внесенных в 6-ю часть дворянской родословной книги или принадлежащих к древним удельным княжеским родам. Княжеские роды восточного происхождения могут помещать в своих Г. вместо шлема восточный шишак. Корона помещается на шлеме и состоит из чередующихся между собой четырех золотых листьев и стольких же жемчужин. Г. лиц титулованных имеют соответствующие титулам короны (см. Корона). Нашлемником называется фигура, помещаемая над шлемом. Обычно он состоит из той же эмблемы, как и щит; до 50-х годов настоящего столетия у нас существовал обычай в нашлемнике дворянских гербов помещать три страусовых пера. Нашлемник может быть помещен впрямь, вправо или влево. Сообразно с этим меняется в гербе и положение шлема, который должен быть повернут в одну с нашлемником сторону. Наметом называются выходящие из-за шлема украшения, располагаемые по сторонам щита. Цвет намета всегда соответствует цвету Г. Щитодержателями называются фигуры, поставленные по сторонам щита. Фигуры эти могут быть разнородные или однородные. В настоящее время щитодержатели могут быть помещены лишь в Г. лиц, внесенных в 4-ю, 5-ю и 6-ю части родословной книги. Мантии встречаются в Г. лиц, имеющих княжеское достоинство, а также и некоторых дворянских родов, происшедших от удельных князей. Мантия — пурпурового цвета, с горностаевым подбоем и золотыми кистями, венчается княжеской шапкой (короной). Государственные Г. почти всегда помещаются на мантии (см. Государственный герб). Девизом (см.) называется краткое изречение, помещенное на ленте, обычно внизу щита. Девизы в наших Г. могут быть и на иностранных языках. Сенью называется шатер, помещаемый над мантией государственного герба.

Та часть геральдики, которая рассматривает составление и описание Г., называется теоретической геральдикой. Другая часть геральдики занимается рассмотрением деления Г. на роды и виды, а также вопроса о том, как должен быть объяснен и откуда происходит существующий герб; это — практическая геральдика. В настоящее время различаются следующие роды Г.: 1) Гербы государственные (см.), составляющие эмблемы земель, вошедших в состав государства. Г. эти часто служат и гербами коронованных особ, стоящих во главе государства; 2) Г. губерний, областей и городов; 3) Г. обществ, корпораций, компаний и т. п.; 4) фамильные или родовые Г., переходящие по наследству лицам одного рода; 5) наследственные Г. — когда герб переходит к лицу того же рода путем наследства, причем к гербу этого лица присоединяется или весь герб, или только некоторые эмблемы из герба наследодателя; 6) пожалованные Г., жалуемые при возведении в какое-либо достоинство, при чем или может быть составлен новый герб, или к существующему гербу придаются некоторые эмблемы (двуглавый орел, вензель государя, императорская корона). Три последние рода Г. иногда соединяются в одну группу под именем фамильных Г. Если эмблемы герба прямо указывают на фамилию владельца, то герб называется гласным, если существует только отдаленное указание, то герб называют полугласным.

Еще в XIV столетии начали собирать в известном порядке изображения Г., составляя таким образом сборники гербов или гербовники. Гербовники эти составлялись или в алфавитном порядке, или по титулам и достоинствам лиц. Древнейшим из них является цюрихская "Wappenrolle", составленная в 1320 г. В Западной Европе существует целый ряд прекрасных гербовников (особенно во Франции и Германии), составленных Грюненбергом, Солисом, Барчем, Шротом, Зибмахером и друг. в Германии; Гозье, Траверзье, Симоном, Маньи и друг. во Франции.

У нас имеется "Общий Гербовник Всероссийской Империи", первая часть которого высочайше утверждена 1 января 1798 г., а последняя часть (Х-ая), поступившая в продажу, утверждена в 1836 г. (о составлении этого гербовника см. Герольдия). Для Царства Польского имеется гербовник дворянских родов (утвержден в 1852 г.). Финляндия и прибалтийские губернии имеют свои гербовники ("Saml ing of Wapen fö r de adelige Finlands", 1843, и Клингспор, "Baltisches Wappenbuch").

В Западной Европе литература по геральдике достигла в последнее время особенного развития в Германии (труды Варнеке, Келлера. Сакена, Гильдебранта, Гритцера и друг.; в сочинениях этих указана обширная литература предмета). У нас до последнего времени было единственное сочинение: "Русская геральдика" Лакиера, изданная в 1853 г., — блистательная попытка истории русских гербов (составляет теперь библиографическую редкость). В настоящее время выходит выпусками "Русская геральдика" ф. Винклера. Существующие два другие сочинения на русском языке: "Начертание гербоведения" Мальгина (1805) и Максимовича Амбодика (1811) "Избранные эмблемы и символы" представляют лишь перевод, малопригодный для русской геральдики.

http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/images/b15_462-3.jpg
ГЕРБЫ ГЛАВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВ.

Гербы главнейших государств.

Австрия. — Черный, коронованный тремя коронами двуглавый орел, на груди которого дважды рассеченный щит, окруженный цепью ордена Золотого Руна. В 1-й золотой части щита червленый коронованный лев (Габсбург); во 2-й червленой части серебряный пояс (Австрия); в 3-й золотой части червленая перевязь влево, обремененная тремя серебряными орлами (Лотарингия).

Бавария. — Щит, скошенный слева лазуревыми и серебряными ромбами (помещен в центре щита с гербами отдельных государств, вошедших в составь королевства).

Баден. — В золотом щите червленая перевязь влево.

Бeльгия. — В черном щите золотой лев (герб герцогства Брабантского).

Болгария. — В четверочастном, разделенном серебряным лапчатым крестом щите — щиток с гербом Саксонии. В 1-й и 4-й червленых частях щита серебряный коронованный лев; во 2-й и 3-й в зеленых частях осьмиконечный золотой крест.

Бразилия. — В пятиконечной, с двойной золотой и червленой каймой звезде — круглый щит с лазуревой каймой, обремененной серебряными звездами. В щите лазуревом шесть звезд, составляющих созвездие Южного Креста.

Великобритания. — Щит четверочастный; в 1-й и в 4-й червленых частях три золотые леопарда (1.1.1., Англия); во 2-й золотой, с червленой, украшенной лилиями каймой, части — червленый лев (Шотландия); в 3-й, лазуревой части, золотая арфа, рама которой имеет вид крылатой женщины (Ирландия). Щит окружен орденом Подвязки.

Венгрия. — Щит рассеченный; в правой серебряной части три червленых пояса. В левой червленой части венгерский (серебряный 6-конечный, выходящий из короны, стоящей на трех зеленых холмах) крест.

Вюртемберг. — Щит рассеченный; в правой золотой части три черные оленьи рога (1.1.1., старый родовой герб династии), в левой золотой части три черных льва (1.1.1., герцогство Швабское).

Германия. — На груди черного одноглавого орла золотой щит с прусским орлом, на груди которого герб Гогенцоллернов. Щит окружен цепью ордена Черного Орла.

Греция. — В лазуревом щите серебряный укороченный крест.

Гессен. — В лазуревом щите разделенный серебряными червлеными поясами коронованный лев (ландграфство Тюрингенское), держащий в правой лапе меч.

Дания. — В золотом, усеянном червлеными сердцами щите три коронованных лазуревых леопарда (1.1.1.); щит помещен в 1-й части сложного щита из гербов земель, вошедших в состав государства.

Испания. — В четверочастном с оконечностью щите лазуревый с тремя золотыми лилиями щиток. В 1-й и 4-й частях герб Кастилии: золотой трехбашенный замок на червлени; во 2-й и 3-й герб Леона, червленый коронованный лев на серебре; в оконечности герб Гренады: червленый гранат (плод) на серебре.

Италия. — В червленом щите серебряный прямой крест (герб Савойи).

Китай. — Эмблема императорской фамилии — желтый дракон с 5 когтями.

Мекленбург. — В золотом щите черная буйволовая голова с червленой короной и серебряными рогами и кольцом (помещен в 1-х частях мекленбург-стрелицкого и мекленбург-шверинского гербов).

Мексика. — Натурального цвета, держащий в клюве змею, орел на кусте кактуса, выросшего из возникающей из моря скалы.

Нидерланды. — В лазуревом, усеянном гонтами щите коронованный золотой лев (Нассау), держащий в правой лапе меч и связку стрел.

Ольденбург. — В золотом щите два червленых пояса.

Персия. — На лазури серебряный, идущий по земле леопард с поднятым в правой лапе мечом; за леопардом — восходящее солнце.

Португалия. — В серебряном с червленой каймой щите — пять лазуревых в прямой крест щитов с пятью же серебряными монетами каждый. Кайма обременена семью золотыми башнями, двери которых лазуревые.

Пруссия. — Щит дважды рассеченный и трижды пересеченный с гербами государств, вошедших в Прусское королевство. Среднюю часть второго ряда занимает прусский щит с прусским орлом, черным, коронованным королевской короной; крылья орла, покрытые трилистником; на груди орла вензель первого короля: F. R.

Румыния. — Щит четверочастный, со щитком с гербом Гогенцоллернов. 1-ая часть щита (Валахия) — лазуревая, с одноглавым золотым орлом с мечом и скипетром в лапах, сопровождаемым солнцем в верхнем правом углу; 2-ая часть (Молдавия) — золотая голова быка на червлени, сопровождаемая между рогами золотой звездой и в левом верхнем углу золотым полумесяцем; 3-я часть (Крайова) — на червлени из золотого трона возникающий золотой коронованный лев, между лапами которого золотая звезда. 4-ая часть (Бессарабия) — на лазури два золотых дельфина.

Саксония. — Щит, разделенный девятью черными и золотыми поясами. Все обрамлено зеленым венцом в перевязь влево.

Сербия. — На груди серебряного одноглавого орла червленый щит с серебряным крестом, сопровождаемым четырьмя огнивами.

Североамер. Соединенные Штаты. — Натурального цвета орел с масличной веткой и пуком стрел в когтях. В клюве орла флаг с 13-ю звездами и лента с девизом: "E pluribus unum"; на груди орла с лазуревой главой щит, разделенный 13 серебряными и червлеными столбами.

Франция. — В лазуревом щите золотые буквы R. F. (Republique Fran çaise).

Черногория. — Серебряный коронованный двуглавый орел со скипетром и державой в лапах: на груди орла в лазуревом с зеленой оконечностью щите золотой идущий лев.

Швейцария. — Соединенный Г.: в червленом щите серебряный укороченный дамаскированный прямой крест.

Швеция и Норвегия. — Щит рассеченный; в правой лазуревой части три золотые короны (Швеция); во 2-й, червленой — коронованный золотой лев, держащий кривую серебряную алебарду (Норвегия).

Япония. — Императорская и государственная эмблема не подходит к гербам других государств. Она состоит из цветка золотоцвета (Chrysanthemum) в виде золотой розетки с красным кружком в середине и с узкой каймой, серебряной и лиловой.

дивись тут

Отредактировано Oksana (2009-01-30 13:05:36)

0

2

Правила геральдики
дивись тут
дивись тут
дивись тут
DIEU ET MON DROIT
Основные правила геральдики

Символы наций, провинций, городов... Кто никогда не засматривался на этих агрессивных львов, когтистых орлов, не любовался элегантными лилиями, ярким разнообразием цветов на полях средневековых щитов - свидетелей малой и великой Истории, которые встречаются нам в замках, церквах, музеях, библиотеках

Наука об этих символах, гербах и эмблемах называется геральдикой. Наука вовсе не мертвая и не покрытая пылью, а удивительно точная и живая. Она представляет собой свод правил, которые не являются ни запутанными, ни недоступными для понимания, как слишком часто считает большинство смертных. Эти правила, напротив, просты и чрезвычайно логичны. Что же касается знаменитого языка геральдики, специально созданного для описания герба без помощи рисунка, то нет ведь необходимости выучивать его наизусть, но неплохо узнать о нем при случае, хотя бы просто для того, чтобы оценить его сочность, красоту и своеобразие.
Геральдическое искусство зародилось на полях битв раннего Средневековья. Геральдические знаки и эмблемы были принадлежностью первых сюзеренов, которые передали их своим землям и потомству, но не сохранили на них при этом исключительного права. Города, освобождаясь от покровительства сюзеренов, учреждали свои собственные гербы. Также поступали корпорации и большинство буржуазных семей.
Первые гербы были очень простыми, усложнение происходило в связи с объединением семей, присоединением территорий, появлением многочисленных родственных связей. Надо было, чтобы младшие ветви родового древа отличались от старшей, отсюда пошли эти многочисленные деления, которые создают иногда удивительно богатые по символически-смысловым оттенкам фигуры.
На самом деле геральдика - больше, чем наука, - это искусство. Искусство, которое имеет свои правила - простые, как мы уже сказали, но строгие. Скрупулезно их соблюдая, наши предки были уверены, что никогда не составят герба в плохом вкусе. К сожалению, этого нельзя сказать о современных эмблемах, многие их которых представляют весьма прискорбную картину: военные или спортивные знаки, где соревнуются многочисленные восходы солнца, звери с шерстью и перьями, выкрашенные якобы реалистично; немыслимая гамма цветов; и над всем этим фантастические буквы, порожденные отвратительной модой на аббревиатуры.

Истоки

В античности конфликты происходили чаще всего между народами, достаточно отличающимися один от другого. Египтяне, ассирийцы, греки, персы, римляне, галлы и варвары всех видов -все они носили разные одежду и снаряжение; таким образом, не надо было бояться, что воины одного лагеря не смогут узнать друг друга в ходе даже самой отчаянной битвы.
Все изменилось с началом феодальных войн, где сражались люди одного и того же народа, которые носили одинаковые шлемы из кованого железа, одинаковое защитное вооружение из металлических колец и пластин. Командиры носили шлемы, которые накрывали не только голову, но и
 
скрывали почти все лицо.
Такая экипировка, идентичная во всех лагерях, в соединении с характерным для того времени недостатком дисциплины и неразвитостью тактики, делала сражения особенно путанными. Конечно, противники громко провозглашали свои боевые кличи, но в грохоте оружия и общей свалки, разве можно было их различить! В битве при Гастингсе Вильгельм должен был снять шлем, чтобы его узнали нормандцы, которые считали своего предводителя мертвым. Щиты же были довольно большими, из дерева или кожи, иногда усиленных железными накладками.
Именно тогда возникла идея воспользоваться ими как отличительными знаками или знаками сбора, покрасив, например, ярким цветом металлические части. Символические знаки гербов -пояс, столб, стропило, бордюр - берут, возможно, свои истоки от соответствующих частей щитов.
Отныне каждый сюзерен имел свой отличительный знак. Этот знак, изображенный на щитах его пехотинцев, был воспроизведен и на стяге - предшественнике знамен, за которым они следовали. Сам сюзерен спешил заменить драконов и цветочные мотивы, которые украшали его огромный миндалевидный щит, тем, что отныне будет называться "Герб" и что будет передаваться из поколения в поколение
http://www.budo-vld.by.ru/pics/heraldic/sm/heraldic1.jpg
Крестовые походы

Знаки основных рыцарских орденов. Слева направо: орден Гроба Господня, орден Святого Иоанна Иерусалимского(Мальтийский), орден Тамплиеров(Храмовников), Орден Святого Иакова, Тевтонский орден. Первые крестовые походы оказали, несомненно, огромное влияние на развитие геральдики. Так, если невозможно точно определить дату зарождения этого искусства, то точно известно, что оно распространилось по всей Европе в эпоху первых походов на Иерусалим, в ходе которых соединились армии, прибывшие из всех стран христианского мира.
Крестоносцы из знати и простолюдины нашивали крест из ткани на плечо. Это был знак, который уравнивал всех. Большинство рыцарей также изобразили этот крест на своих щитах. Он стал таким образом одним из самых распространенных геральдических символов. Почти все родовые гербы или гербы городов с изображением крестов восходят к крестовым походам.


аконец, эти кресты разнообразных форм были взяты как эмблемы крупными военными и религиозными Орденами, возникшими на Святой Земле.
Начиная с этого времени, эмблемы стали множиться и становиться разнообразными: на гербах появились цветы, животные, различные предметы, новые геометрические фигуры. Сюзерен имел свой герб не только на щите, но и на "котте" (специальной накидке), покрывавшей его доспехи. Они были вышиты на знамени, крепившемся на его копье. Знамя было либо в виде квадратного стяга у знатных рыцарей - "баннеретов", либо в форме треугольного флажка у простых рыцарей. Таким образом, военачальник был легко узнаваем, что было необходимо, так как теперь его голова была полностью скрыта под шлемом.
Для турнира, а также иногда для битвы, даже конь полностью покрывался расписанным гербами чепраком.
В XII в. короли Людовик VI и Людовик VII взяли себе в качестве эмблемы цветок лилии; с этого времени лилия будет эмблемой Франции, как леопард является символом Англии, орел - Германии, лев - Бельгии. Была ли лилия видоизмененной пчелой, которую легендарный Хильперик I носил в качестве украшения? Произошла ли она от водного ириса - цветка, характерного для болотистой местности, откуда пришли франки, давно украшавшие его изображением королевские скипетры? Была ли лилия воспроизведением наконечника копья с боковыми крюками?
Все это гипотезы, достоверно нам ничего неизвестно. Исторически установлено только то, что изначально синий фон был "усеян" цветами лилии, но затем, при Карле V Мудром (1338-1380), их количество было сведено к трем в честь Святой Троицы.
http://budo-vld.by.ru/pics/heraldic/heraldic3.jpg
http://budo-vld.by.ru/pics/heraldic/heraldic2.jpg
Города и корпорации

Увеличение количества семей феодалов столь же увеличило и европейский гербовник. Понемногу происходила примечательная эволюция в истории геральдики: герб, который на первых порах был личным знаком сюзерена и его семьи, становился знаком его владения. Если по тем или иным причинам сюзерен покидал свои земли, учрежденный им герб продолжал употребляться в его бывших владениях, несмотря на то, что самого феодала там уже не было. Таково происхождение гербов провинций.
Развитие городов вызвало новый расцвет геральдики. Для города было знаком независимости иметь собственный герб, и если, по милости короля, городу разрешалось поместить на своем щите-эмблеме поле, усеянное цветами лилии, его гордость была безгранична, так как он получал право на звание "добрый город" со всеми привилегиями, которые из этого проистекали.
Наконец, большое количество населенных пунктов и, особенно, сильных цеховых корпораций стали помещать, в свою очередь, геральдические знаки на своих знаменах. Они были богато вышиты, украшены символами святых покровителей или, чаще, стилизованными изображениями рабочих инструментов корпораций.

Правила геральдики

http://budo-vld.by.ru/pics/heraldic/sm/heraldic4.jpg
Система правил, относящихся к геральдическому искусству, появилась с первыми гербами. Любые знаки, эмблемы, знамена, нашивки или современные значки, задуманные вне этих правил, не могут даже приблизиться к выразительному качеству и красоте, полученным с их соблюдением.
Следует сначала определить значение четырех понятий, которые часто путают: Щит, Герб, Эмблема и Полный Герб.

Щит - это щит либо изображение щита, которые служат основой, полем для любого геральдического изображения.
Герб - это рисунок герба, вписанный в форму щита.
Эмблема - это геральдический знак, который может украшать и щит, и стяг, и стенной ковер, и одежду, т.е. он не обязательно должен быть вписан в форму щита.
Термин "Полный Герб" применяется специально к щитам, изображенным со шлемом с нашлемником, щитодержателями, наметом, девизом и т.д.
Мы видели, что геральдика родилась на поле боя, на боевом щите; поэтому постоянное требование, которое определяет развитие этой науки, - получить хорошо видимый и легко узнаваемый издалека рисунок. Отсюда первый и главный закон, касающийся использования финифтей и металлов. В геральдике употребляются только восемь цветов, включая цвет металлов:
- эмали: червлень (красный), лазурь (голубой), чернь (черный), зелень (зеленый), пурпур и оранжевый редко употребляются (в русской геральдике 5 финифтей: червлень, лазурь, зелень, чернь и пурпур; оранжевого цвета нет);
- металлы: золото и серебро.
Основное правило - никогда не накладывать металл на металл и финифть на финифть.
Первоначально гербы отличались своей простотой и несложностью: фигуpa на щите была уже отличием. Вероятно, именно этому обстоятельству обязано своим происхождением правило, которое принимается за важнейший постулат в геральдике. Однако случались и отступления, в этом случае необходимо было "исследовать" (enquerre) причину, всегда уважительную, нарушения правила. Поэтому подобные гербы называются "armes a enquerre" (герб, требующий "исследования"). Блестящий пример такого рода гербов представляет герб Готфрида Бульонского: когда на Востоке было основано новое государство, для него надо было составить герб, который должен был принадлежать и Готфриду; собравшиеся бароны дали ему серебряный щит с золотым крестом, окруженным четырьмя золотыми же крестиками. Это отступление было сделано только для того, чтобы отдаленное потомство интересовалось причиной, по которой ему даны "armes a enquerre".
Каждый цвет может быть изображен графически условными штриховками или точками.
К восьми базовым цветам можно добавить так называемый телесный цвет, недавно придуманный и очень мало относящийся к геральдике. Он служит, чтобы покрывать изображения обнаженных частей человеческого тела.
К металлам и финифтям, используемым в геральдике, добавляются стилизованные изображения двух видов меха:
1) горностаевого, который изображается черными фигурными крестиками по серебряному полю; его использование подчиняется основному правилу;
2) беличьего, являющегося стилизованным изображением меха, который носили в средние века; он производился из спинок и грудок беличьих шкурок и изображался всегда чередующимися серебряными и лазоревыми шлемиками, комбинируясь одинаково с металлами и финифтями. Расположение этих фигур может быть разнообразно: если они обращены своими вершинами вниз, то мех будут "опрокинутым"; если поставлены одна над другой, то мех называется "поставленным в столб", а если вершинки их обращены вниз - "опрокинутым в столб". Le vaire (беличий мех с разноцветными шлемиками) имеет тот же рисунок, что и беличий, но с другими цветами эмалей; тогда оговаривают цвета: например vaire - червлено-золотой.
Противобеличий мех - это фигурки, попарно соприкасающиеся своими основаниями. Если фигурки эти непосредственно соприкасаются попарно своими основаниями, то мех носит название "противобеличьего в столб"; а если они касаются лишь краями оснований, то "противобеличьего в пояс". Противогорноставый мех - это черное поле с серебряными хвостиками.
Правило финифтей и металлов относится только к большим поверхностям. Можно также положить на щите с многими делениями металлы или финифти рядом друг с другом: таков герб Парижа, носящий лазоревую главу на червленом поле

Отредактировано Oksana (2009-01-30 15:25:00)

0

3

Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия

Год выпуска: 2005
Автор: Стивен Слейтер
Издательство: Эксмо
Язык: Русский
Формат: PDF
Количество страниц: 266
http://t.foto.radikal.ru/0705/be/9b6d8860f4b6.jpg

История геральдики начинается со времен рыцарских турниров, когда узнать закованного рыцаря можно было лишь по оригинальному изображению герба на щите. Со временем эти знаки отличия, переходившие из поколения в поколение, становились признаками знатности и доблести рода. Хотя порой и на эти благородные эмблемы ложилась тень предательства...
За столетия мода на гербы распространилась на самые разные сферы жизни человека: от дворянских фамильных до гербов государств, городов, организаций, общественных структур и институтов. Условный язык, принятый в геральдике, формировался и развивался вместе с мировой историей, приобретая новые формы, детали, признаки времени.

В этой великолепно иллюстрированной книге вы найдете исчерпывающие сведения об истории, символике и современном состоянии геральдики. Целый раздел посвящен русской геральдике и Всероссийскому геральдическому обществу.
Безплатно можна скачати з тут, або тут

Отредактировано Oksana (2009-02-02 14:00:58)

0


Вы здесь » Aquilon » Історія » Геральдика